Минерал Шоу

24 апреля 2020

Участники IX Конкурса "Наследники Данилы-мастера": Детская школа искусств №4 (Миасс)

Школьники из Детской школы искусств №4 г. Миасса принимают участие в детско-юношеском конкурсе «Наследники Данилы-мастера» с 2016 года и ежегодно становятся победителями и призерами.
В 2016 году ученики школы заняли первое место в Vконкурсе «Наследники Данилы-мастера» в номинации «Лучшее ювелирное украшение» и получили 6 дополнительных наград, в 2017 году - второе место в номинации «Лучшее камнерезное произведение» первое, второе, и третье места в номинации «Лучшее ювелирное украшение» в VIконкурсе «Наследники Данилы-мастера», а также получили 4 дополнительные награды, в 2018 году - первое, второе, и третье места в номинации «Лучшее ювелирное украшение» в VIIконкурсе «Наследники Данилы-мастера» и получили 6 дополнительных наград, в 2019 году - первое и два третьих места в номинации «Лучшее ювелирное украшение» в VIIIконкурсе «Наследники Данилы-мастера» и получили 3 дополнительных награды.
В 2020 году миасские школьники представили на конкурс одну камнерезную работу и 64 ювелирные работы.

Обучение по двум направлениям ДПИ (камнерезное и ювелирное искусство) было организовано при Детской школе искусств в 1997 году художником-ювелиром, гравировщиком и камнерезом Владимиром Антоновичем Максимовым.

Разговор с педагогом:

Владимир Антонович, сколько лет существует «ювелирное и камнерезное направление» в Детской Школе искусств?

После окончания Магнитогорского педагогического института в 1982 году я работал художником заводоуправления Златоустовского машиностроительного завода, затем с 1988 года мы с 2-мя знакомыми организовали камнерезный кооператив при заводе. Проработали 3 года, затем ещё 6 лет индивидуальными предпринимателями на той же базе.
В Детскую школу искусств №4 я пришёл в 1997 году по приглашению заведующего художественным отделением Матвеева Василия Николаевича и работаю в ней уже 23 года. Сразу начал заниматься созданием нового направления – «Резьба по камню и основы ювелирного дела». Станки, оборудование, инструменты и сырьё привёз с собой с завода, потом обзавелись отрезным станком, прикупили ещё инструменты и материалы. Занятия проводил по утверждённым авторским программам. Постепенно нарабатывал практический опыт работы.
Большую помощь с материалами и камнецветным сырьём оказывали знакомые и друзья, занимающиеся камнерезным искусством, сотрудники Ильменского Института Минералогии УрО РАН и Естественно-научного музея Ильменского государственного заповедника.
Работы учащихся регулярно выставлялись в музее Ильменского заповедника, а с 2017 года по просьбе руководства музея изделия экспонируются в постоянной экспозиции. Работы учащихся регулярно участвуют в выставках и конкурсах различных уровней и занимают призовые места.
Участвуем с учениками в Научных чтениях, которые организуются заведующим Лабораторией техногенеза Института Минералогии УрО РАН Сергеем Сергеевичем Потаповым.

Прежде чем взять в работу камень, нужно иметь представление о его свойствах. Проводятся ли такие «вводные» занятия для детей?

Процесс обучения предмету ДПИ при детской щколе выстроен так, что ученики начальных классов сначала изучают основы прикладного искусства в разных техниках, а с 3 класса начинают изучать основы ювелирного искусства, геммологии, материаловедения, и пр. Начиная с 13-14 лет, школьники учатся работать с металлом, камнем, другими материалами, обучаются работе горелкой при пайке твёрдыми припоями.

С какими камнями любят работать Ваши ученики? Есть ли любимые камни? 

Откуда Вы берете каменный материал для работы? Собственные запасы или школьники приносят свое сырье? Организуются ли поездки за камнями? 
В распоряжении учащихся есть различное камнесамоцветное сырьё. Это и поделочные камни (цветные яшмы, змеевик, родонит, малахит, авантюрин, нефрит и др.) и различные минералы (кварц, агат, сердолик, и др.); есть и техногенные минералы (тенгизит, к примеру). Что-то закупается, но основные запасы подарены знакомыми мастерами. Любимыми камнями называют агаты, яшмы, нефрит, кварц, хотя у каждого есть свои предпочтения. К сожалению, самим камень заготавливать проблематично.

Учащиеся работают только с металлом или они сами делают и вставки? Занимаются ли огранкой? 

В процессе обучения большое внимание уделяется работе над эскизами изделий. Иногда приходится рисовать десятки вариантов, пока не получится то, что надо. Затем учащиеся делают на станках вставки в украшения. Далее начинается работа с металлом. Это в основном мельхиор, медь и латунь, хотя были работы и в серебре и золоте. Огранкой самоцветов не занимаемся, т.к. нет соответствующего оборудования, хотя простейшие вставки с гранями делают часто.
К созданию оригинальных работ учеников сильно мотивирует участие в конкурсах. Это, в первую очередь, детско-юношеский конкурс ювелирного и камнерезного мастерства «Наследники Данилы-мастера» и конкурс камнерезного, ювелирного и гранильного искусства им. А.К. Денисова-Уральского«Металл, камень, идея».

Заниматься в студию приходят в основном девушки. В чем причина? Чем привлекает школьников ювелирное дело?

Это точно, парней в ювелирное дело приходит мало. Школу искусств посещают в основном девушки, так что ювелирное искусство видимо «двигать» придётся в основном им. Очень любят сделать украшения и самим носить на зависть подругам. Некоторые признаются, что пришли в школу ещё из-за того, что у нас есть это направления декоративного искусства.

Судя по участникам конкурса «Наследники Данилы-мастера» через студию проходит много учеников. Есть ли статистика, сколько из них продолжает свое обучение в колледжах и ВУЗах? По каким направлениям можно пойти учиться, получив знания и практические навыки в студии? 
Сколько из Ваших учеников уже работают ювелирами (или камнерезами)? 

Закончив нашу школу искусств, основная часть поступают в различные Вузы страны на на творческие специальности (ювелирное и камнерезное направление, работа с металлом, и т.д.). Это Уральский Государственный Архитектурно-Художественный Университет (Екатеринбург), Уральский Государственный Горный Университет (Екатеринбург), Уральский Федеральный Университет (Екатеринбург), Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица, и др. Несколько человек работают по профессии, у кого-то это стало хобби с дополнительным заработком.

Самая большая проблема в дополнительном образовании - это преемственность? Если ли у Вас последователи, кто бы хотел работать в качестве педагога? СейчасШкола искусств в Миассе фактически одна из последних в России, где школьники еще могут обучиться ювелирному (и камнерезному) делу. Какие Вы видите перспективы?

 В данное время коллектив нашего художественного отделения укомплектован нашими же выпускниками, прошедшими обучение в ВУЗах и вернувшимися преподавать в нашу школу. В этом году возможно придёт ещё одна выпускница, решившая обучать детей ДПИ, в том числе и ювелирному и камнерезному искусству. Так что надеемся, что это направление будет успешно продолжено, и мы приложим все усилия, чтобы оно не прекратило своё существование.